Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров считает "кощунственным" решение эстонского правительства приравнять советскую символику к нацистской, передает "Интерфакс".
Глава российского МИДа заявляет, что это решение кощунственно в моральном плане. А с политической точки зрения его можно объяснить только желанием создавать искусственные сложности в то время, когда следует решать проблемы "настоящие", в том числе проблему русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, сказал министр.
Действиями законодателей Эстонии возмущены и другие представители российской власти. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал принять жестокие меры, вплоть до экономических и других санкции в отношении Эстонии. Главный российский коммунист назвал это "мракобесием", а также "самой оглушительной пощечиной России со времен Великой Отечественной войны", передает "Интерфакс".
Со своей стороны, независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков считает, что Россия должна спокойно реагировать на подобное решение эстонских властей. Однако депутат признает, что приравнивать советскую символику к нацистской исторически и политически неправомерно. Впрочем, Рыжков "чисто по-человечески" понимает те эмоции, которыми руководствовалось правительство Эстонии. Эта страна была насильственно включена в состав Советского Союза, ее население подверглось массовым репрессиям и депортациям, сказал Рыжков.
"Кощунственным экстремистским намерением" назвал решение эстонских властей глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Как он выразился, административными решениями переписать историю нельзя. "Пытаться уравнять символику нацизма с символикой Советского Союза кощунственно", - подчеркнул глава комитета.
Тем временем, министерство юстиции Эстонии, по сообщению "Интерфакс", признало законопроект на распространение и публичное использование "символики оккупационных режимов" полезным и направленным "против разжигания в обществе вражды".
Однако, как рассказал советник эстонского министерства юстиции Март Сииливаск, закон сейчас позволяет привлекать к ответственности за разжигание розни, "но ныне действующие формулировки оставляют возможности для различных трактовок". По его словам, нужно было уточнить вопрос о символике, а также нормы наказания за использование в общественных местах и распространение символики оккупационных режимов для разжигания вражды.
Так, речь идет об официальной символике (и ее узнаваемой части) бывшего СССР и союзных республик, а также Национал-социалистической рабочей партии Германии и фашистской организации СС. "Эти символы оккупационных режимов в силу исторических причин с наибольшей вероятностью вызывают вражду", - сказал советник.
По его мнению, использование символики для разжигания розни - весьма частое и достойное осуждения явление. Символика поддерживает чувство причастности к группе, а также разделение и противостояние на "своих" и "чужих". При этом создается так называемый "стадный эффект". Люди больше не чувствуют личной ответственности за правонарушения, считает Сииливаск.
Представитель Минюста привел в пример ежегодные собрания 9 мая у памятника Воину-освободителю Таллина от фашистов. "Само по себе собрание людей у "Бронзового солдата" не является противоправным деянием. Но если там начнут в целях разжигания вражды размахивать красным флагом, то другая сторона будет подстрекаться к противодействию. Это уже будет наказуемым деянием, и подобные мероприятия нужно прекращать, подчеркнул советник.
В эстонском Минюсте объясняют, что штраф или кратковременный арест за нарушения закона предусмотрены за мягкие злоупотребления советской символикой. Но если нарушение угрожает здоровью человека или нарушает физическую неприкосновенность, то за него может последовать уголовная ответственность до трех лет лишения свободы.
В то же время, открытое использование и распространение этой символики, если она не сопровождается разжиганием розни, не наказывается, отметил Март Сииливаск. Например, можно носить советские ордена и медали, использовать символику в образовательных, научных, художественных, предпринимательских, журналистских целях.
Власти Эстонии подчеркивают, что законопроект нельзя рассматривать как направленный только против советской символики. Так, министр юстиции Рейн Ланг признал, что до сих пор в Эстонии к нацистской символике относились очень толерантно, и он не считает это правильным. И нет никакой разницы, идет ли речь об Иосифе Сталине или Адольфе Гитлере, сказал глава Минюста.